harly_c (harly_c) wrote,
harly_c
harly_c

В поисках идеальной БМП


На Армии-2016 вновь будет показан Драгун и транспортёр для морской пехоты на базе БМП-3. По поводу последнего многие умные головы вновь начали рассуждать, что настоящая БМП должна иметь двигатель только спереди, выход только сзади и только через рампу-аппарель. А бронемашины советской разработки (БТР-80/90, БМП-3) предлагается отправить в историю.

Вот на пунктике о расположении двигателя и выхода и захотелось остановиться немного подробнее. Вообще-то все эти вопросы разобраны в базовых книгах. Но блог на то и блог, чтобы в нем разбирать азбучные вещи, а не писать кандидатские.

Начнём с простого факта. Основная особенность бронетехники и бронемашин - работа в сложных условиях и часто при критических нагрузках. Военные бронемашины часто работают в более жестких условиях, чем полицейские и тем более гражданские машины. Тактика часто требует от бронетехники не только максимальной боевой эффективности, но и практически повсеместной проходимости. Требования часто находятся на грани возможного и даже бывают взаимоисключающими. Поэтому важными становятся конструктивная жесткость машины и её развесовка. А малейшие ошибки при проектировании могут выйти боком. Классический пример - трещины у камазовского Выстрела и харьковского БТР-4.

Второй факт. Двигатель и трансмиссия - одни из самых тяжелых деталей бронемашины. После корпуса и силовых элементов конструкции. Иногда с ними по весу спорит основная нагрузка в лице установленного вооружения и башни. Поэтому расположение МТО сильно влияет на расположение центра тяжести машины.

Расположение центра тяжести, в свою очередь, кардинально влияет на физику движения машины. Когда в США после войны появились заднемоторные спортивные машины, то вначале число аварий с их участием было выше, чем с другими спортивными машинами. Причина крылась в том, что водители не были готовы к другому поведению машины в поворотах. Для заноса в скоростном повороте достаточно даже не тормозить, а просто отпустить педаль газа. Но вернёмся к бронетехнике.

Для бронетехники законы физики ничем не отличаются от законов для автомобилей. Ключевой аргумент в выборе расположения МТО заключается не выгрузка десанта, а в том как планируется применять данную машину.

Переднемоторные M2 Bradley, Puma и подобные планировались как сухопутные машины. Амфибийность M113 и БМП-1/2 заложена лишь для однократного преодоления небольших озер и нешироких рек. Их десантирование на морское побережье всегда происходит только с корабля. Вдобавок, любые попытки улучшить защищенность или вооруженность таких "амфибий" ликвидируют их плавучесть. А попытки увеличить плавучесть превращают в помесь бульдога с носорогом.


По-настоящему амфибийные боевые машины имеют заднее расположение двигателя. БТР-50/ПТ-76, БМП-3, БТР-90. Расположение двигателя в корме помогает им не зарываться в волнах. Некоторые вспомнят AAV-7, но это не БМП, а бронированный амфибийный транспортёр. Т.е. что-то близкое к ПТС-2/4, но никак не к БМП. И за переднее расположение двигателя машина платить весьма объемной передней рубкой. А его предшественник - 40-тонный мастодонт LVT-5 опять же имел заднее расположение двигателя.


Теперь касательно советских/российских машин. Некоторые говорящие головы доходят до утверждений, что в Союзе инженеры не особо знали какую надо делать бронетехнику. Красноречиво, но лишь о самих говорящих. Советские требования по обоснованию технических решений сильно отличались от современного экспертного метода. Аргументация тогда должна была выражаться не в словах, а в цифрах и статистике испытаний. Поэтому логика советских БМП была железной. И видимо требует некоторых пояснений.

После ВОВ концепция войны шла эволюционным путём. Новые технические решения и виды вооружений вписывались в схемы, оправдавшие себя в операциях на курской дуге, Белоруссии и Нормандии. Поэтому первоначально основным транспортом пехоты были БТР-40/152. В отдельных частях гусеничным транспортом был БТР-50, унифицированный с ПТ-76.

Перелом произошёл в 1960-м. Ядерное оружие изменило расклад сил на поле боя. И концепция войны потребовала ведения БД при ядерном заражении и массового форсирования водных преград с хода. Поэтому машиной первой линии у мотострелков стала БМП-1 с усиливавшим защиту десанта передним двигателем и баками в задних люках. Получилась хорошая машина для встречного общевойскового боя, но которая вальяжно двигается по бугристой пересеченке. Попытки погонять на БМП-1 на скорость по буеракам у неопытного механика-водителя могут закончиться сломанной подвеской передних катков. Физику всё же не перехитришь. Вдобавок на воде БМП-1 плывет чуть быстрее весельной лодки.

Второй перелом произошёл в 70-е. Под руководством нач. Генштаба Н.В. Огаркова была сформирована новая концепция стратегической наступательной операции. Теперь на европейском ТВД после обмена ядерными ударами упор делался на окончательное уничтожение противника обычными вооружениями в ходе классического блицкрига. Поэтому концепция всей военной техники вновь стала меняться. Появился газотурбинный Т-80, а поддержку ему должна была оказывать БМП-3. Заднее расположение двигателя и увеличение энерговооруженности дали кардинально другие динамические характеристики. С ростом скорости БМП-3 начинает глиссировать по неровностям местности, а водомёты позволяют ей уверенно двигаться даже в открытом море. Плюс, мощное вооружение и хорошая система жизнеобеспечения экипажа. По сути, получилась идеальная гоночная бронемашина под конкретную задачу - ведение встречного боя в скоротечной интенсивной войне. Вдобавок, машина полностью удовлетворяла как мотострелков и различные ДШБр, так и морскую пехоту.


Колёсная бронетехника, кстати, тоже подвергалась эволюции ровно по такой логике. Бронированный грузовик БТР-152 заменили на плавающий БТР-60 и поставили во второй линии. Потом его добронировали и вооружили до БТР-60ПБ. Затем концепция развилась до БТР-70, который постепенно вырос в БТР-80. Потом Афган подтолкнул к созданию эрзац-бмп БТР-80А. А в конце в Арзамасе создали полноценную колёсную БМП БТР-90 (вот такой каламбур).

Вывод. Создать идеальную бронемашину с идеальным десантированием, идеальными ходовыми характеристиками и идеальной проходимостью НЕВОЗМОЖНО! Каждая машина создаётся под конкретную концепцию ведения боевых действий. А поэтому в рамках другой концепции она легко превращается из идеала в чемодан без ручки.

А про Арматы, Курганцы и Бумеранги как-нибудь в следующий раз.
Tags: ВВТ - БТР/БМП, Война стратегия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments